Степнов

 

 

СТЕПНОВ Михаил Никитович

Заслуженный деятель науки и техники России, профессор, доктор технических наук Михаил Никитович Степнов родился 5 ноября 1927 года.

В 1951 г. М.Н. Степнов окончил авиамеханический факультет МАТИ и был распределен на кафедру «Сопротивление материалов». С этой кафедрой Михаил Никитович Степнов связал свою жизнь еще в 1948 г., когда будучи студентом 4 курса был приглашен участвовать в рамках студенческого научно-технического общества в выполнении первой на кафедре хоздоговорной научно-исследовательской работы.

В последующем М.Н. Степнов занимал должности лаборанта, ассистента, доцента, профессора. С 1978 г. по 1993 г. Михаил Никитович возглавлял кафедру "Сопротивление материалов".

Профессор Степнов М.Н. является одним из ведущих ученых в области исследования вероятностных закономерностей сопротивления усталостному разрушению материалов и элементов конструкций летательных аппаратов в связи с влиянием технологических, конструкционных и эксплуатационных факторов.

Степнов М.Н. одним из первых в стране провел широкое исследование эффективности поверхностного пластического деформирования применительно к элементам конструкций из легких сплавов, работающих в условиях переменных во времени нагрузок. В этом исследовании решен ряд принципиальных вопросов, открывших возможность внедрения поверхностного пластического деформирования как средства повышения ресурса элементов конструкций из легких сплавов. Обобщение результатов указанных исследований нашли свое отражение в кандидатской диссертации (1955 г.).

Внедрение поверхностного наклепа в авиационной отрасли привело к большому техническому и экономическому эффекту. Так использование поверхностного наклепа обкаткой роликами барабанов колес самолетов из магниевых сплавов позволило увеличить их ресурс в 1.5...2 раза. В связи с этим в шестидесятых годах отпала необходимость строительства новых заводов по производству колес самолетов, достигнут многомиллионный экономический эффект, повышена надежность в эксплуатации, регулярность полетов гражданской и боеготовность военной авиации.

Исследования последних лет, проведенные под руководством М.Н. Степнова, показали возможность полного восстановления сопротивления усталостному разрушению элементов конструкции, выработавших установленный ресурс, путем повторного поверхностного пластического деформирования обкаткой роликами, обдувкой дробью, обработкой микрошариками или виброупрочнением, что позволяет значительно продлить срок их эксплуатации.

М.Н. Степнов является автором уникального исследования, позволившего экспериментально установить вероятностные закономерности рассеяния характеристик сопротивления усталости легких конструкционных сплавов, положенных впоследствии в основу современных вероятностных методов расчета прочности и ресурса элементов конструкций летательных аппаратов. Установленные им количественные соотношения характеристик рассеяния усталостных свойств легких конструкционных сплавов в зависимости от комплекса металлургических и технологических операций при производстве полуфабрикатов и элементов конструкций с учетом условий эксплуатации изделий легли в основу разработки статистических методик по оценке эффективности технологических решений с целью обеспечения надежности и ресурса элементов конструкций. Частично эти исследования нашли обобщение в докторской диссертации (1967 г.) и монографии «Усталость легких конструкционных сплавов. Машиностроение, 1973 г.».

Профессором Степновым М.Н. проведен комплекс исследований по косвенной оценке характеристик сопротивления усталости конструкционных материалов и методам ускоренных усталостных испытаний, позволяющих существенно сократить трудоемкость и материальные затраты на испытания при доводке состава сплавов и оптимизации режимов технологических операций производства полуфабрикатов с учетом рассеяния усталостных характеристик. Результаты этих исследований получили обобщение в ряде статей и монографии «Ускоренные испытания на усталость. Машиностроение, 1975 г.».

Под руководством М.Н. Степнова проводятся исследования кинетики процесса усталостного разрушения элементов конструкций из легких сплавов, установлены вероятностные закономерности роста усталостных трещин малой протяженности. Полученные в этом направлении научные результаты используются для обоснования периодичности профилактических осмотров силовых элементов конструкций летательных аппаратов при их эксплуатации по техническому состоянию, что приводит к увеличению ресурса и надежности.

Степновым М.Н. впервые в мировой практике организован и проведен комплекс исследований по планированию косвенных механических испытаний и методам статистического анализа их результатов. Разработанные на основе этого методики позволяют оптимизировать объем и режимы косвенных испытаний с обеспечением при минимально возможных материальных затратах на эксперимент и заданном времени его осуществления оценку характеристик сопротивления разрушению (при испытаниях на усталость, ползучесть и длительную статическую прочность) с наперед заданной точностью и надежностью.

Научно-методические разработки профессора Степнова М.Н. способствовали широкому внедрению в инженерную практику в нашей стране прогрессивных статистических методов анализа результатов механических испытаний. Его монография «Статистическая обработка результатов механических испытаний, Машиностроение, 1972 г.» и справочник «Статистические методы обработки результатов механических испытаний, Машиностроение, 1985 г.» стали настольными книгами инженерно-технических работников страны.

По результатам научных исследований Михаил Никитович опубликовал около 300 научных и научно-методических работ, среди которых 10 монографий, 7 ГОСТов (три из них международные), 3 методических указаний СЭВ, 6 методических указаний Госстандарта.

М.Н. Степнов длительное время работал членом секции прочности Центрального правления НТО Машпром, членом трех секций научного Совета ГКНТ по проблеме «Конструкционная прочность и разрушение», членом комиссии по стандартизации методов расчета на прочность Госстандарта.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Строительная механика

Прикладная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru